Связь времён: Чкалова Людмила

Перейти ко всем историям
Чкалова Людмила
Владимир

Чкалова Людмила, г. Владимир

Нашу прабабушку звали Хорева Лидия Дементьевна. Проживала она в селе Пыщуг, Костромской области. Нет в России ни одной семьи, которая прожила бы свою жизнь припеваючи. Всю истории России можно изучать на примерах наших семей. До последних своих дней и прабабушка, и бабушка Валентина Ивановна Хорева не любили рассказывать, о том какие испытания выпали на их долю. Лидия Дементьевна говорила, что уж и не помнит ничего. А Валентина Ивановна говорила: «Глупые вы…времена могут вернуться!» Обе прожили до 90 лет в трудах и заботах о ближних  очень насыщенную событиями жизнь. По крупицам собраны отдельные эпизоды их жизни из документов  и воспоминаний моей мамы Волковой Клары Васильевны.

У прабабушки Лидии Дементьевны было четверо детей - Ольга, Валентина, Леонид, Александр. Было три мужа, которые рано ушли из жизни. Крепкая, крестьянская трудолюбивая семья. Дом пятистенок, к ним даже нанимались работники и те, кто жил победнее. Власти посчитали, что так не должно быть, надо уравнять всех и раскулачили работящих и трудолюбивых крестьян. Реабилитировали только в 1994 году, сняв все обвинения и признав свою неправоту в содеянном. Но прабабушка Лидия Дементьевна так и прожила всю жизнь в баньке, во дворе своего дома. Спала на сундуке кованом, который был набит вышитыми полотенцами и «приданым»,  как она говорила. Мужья ее из жизни ушли рано, воспитывала детей она одна. Рукодельничала, шила-перешивала одежду и занималась хозяйством.

В страшное военное испытание попала ее дочь, наша бабушка Хорева Валентина Ивановна. За то, что она была на оккупированной немцами территории (после бомбежки состава поезда) и «неосторожное» слово с 1944 года по 1954 год  бабушка провела в Карагандинских лагерях. А потом осталась жить в Казахстане, в городе Караганде. И все вопросы о ее жизни вызывали слезы и нежелание говорить на эту тему. Мамочка наша выросла в детском доме, при живых родителях. 

Все женщины в нашей семье были рукодельницами. Вспоминаю, что дома висели шторы, вышитые мамой гладью. На столе скатерть, а на пружинном  диване с валиками с двух сторон на полочках, под зеркалом лежали салфетки кипенно-белые с уголками вышитыми в технике «ришелье». Их обязательно крахмалили.

В детстве у меня было очень много кукол,  от «германской»  до простых тряпичных. Наверное, мамочка сама не доиграла в детстве и покупала их с удовольствием. Мы шили с мамой им одежку, а тряпичным регулярно «делали лицо», то есть надрезали возле волос осторожно ткань и на чистой ткани рисовали новое лицо. Все наши рукодельные занятие в семье поддерживались,  хочешь шить – шей, вязать – вяжи. Сама я окончила курсы кройки и шитья. Шила, вязала, вышивала, научилась плести кружева на коклюшках. Художник по образованию, руковожу народной студией ДПТ. Занимаюсь вышивкой, кружевоплетением на коклюшках, делаю традиционных народных кукол.

Повезло мне не только с бабушками, но и  со свекровью - Чкаловой Антониной Михайловной (д. Лемешки, Владимирской области). Она умела и любила шить - от мужских рубашек, ночных сорочек до модельных сарафанов. От нее мне досталась швейная ножная машинка Зингер, которая до сих пор прекрасно шьет. На машинке свекровь вышивала ришелье. Салфетки, дорожки, сделанные в этой технике, я очень бережно храню. От нее мне досталось очень «богатое приданое» в виде лоскутиков, ниток. Обе дочки мои Арина и Аня тоже шьют, вяжут. Внучка шьет куклам одежду, мечтает стать модельером, умеет вышивать, плетет пояса. Вот такая связь поколений в нашей семье.


Перейти ко всем историям